Феномен свободы в философской антропологии: генезис неклассической парадигмы

Проблема человека и его свобода в философии Проблема человека занимает важнейшее место в философии. Что составляет его сущность? Каково его место в мире и в обществе? Дисциплина, отвечающая на эти вопросы, получила название философская антропология. Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества. Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек - это творец истории общества, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс.

Марков Б.В.

Духовная первосущность свободы Свобода характеризуется Соловьевым как основа человеческого существования. Это не предмет потребления и не готовый, извне преподнесенный дар, а определенное, постоянно меняющееся отношение — к себе, людям, бытию, оптимальный образ мысли и жизни. Свобода процессуальна по своей сущности.

Для экзистенциальной философии свобода воли - проблема, связанная с Посредством свободы осуществляется отношение к Сущему, которое, тем не менее, . И основание у такой веры не страх, не корысть, не настойчивое .

Сообщите промокод во время разговора с менеджером. Промокод можно применить один раз при первом заказе. Тип работы промокода -"дипломная работа". Заметки о понятии страха в современной философии Э. Гроссман В определенном смысле страх всегда был в центре всякой подлинной философий, если согласиться с тем, что философия рождается из неуверенности человека относительно своего происхождения и своей судьбы.

Таким образом, исследование философского смысла явления страха могло бы быть связанно со всей историей человечества. Но мы не можем помышлять о подобном исследовании Мы хотели бы ограничиться рассмотрением смысла явления страха в философской традиции, наиболее яркой для своего времени, той, которая берет свое начало у молодого Гегеля и Киркегора и заканчивается экзистенциалистской философией. Однако, поступая так, мы никоим образом не ограничиваем себя, так как истинную философию страха следует искать именно у этих авторов.

Дело в том, что между древними и современными текстами, посвященными явлению страха, есть одно общее существенное различие: Это различие связано, главным образом, с изменением самой онтологии чувства, являющегося одним из основных моментов современной философской мысли. Перестав рассматривать чувство как тип внутреннего толкования, не-рационального и более или менее адекватного внешним событиям, современная мысль пытается, особенно начиная с Хайдеггера, понять чувство как способ бытия человека.

ХХ век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель - превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдется достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий.

Неопределенность и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что происходит в мире и с людьми.

Диссертация по философии на тему"Феномен страха в античной культуре и . смысла жизни, ее цели, счастья, свободы, добродетели, порока, стыда, .. определенным образом расставляя акценты на соотношении данной.

Проблема свободы в философии осмысляется, как правило, по отношению к человеку и его поведению свобода в природе осмыслялась как случайность, как"непознанная необходимость". Она получила развитие в таких философских проблемах, как свобода воли и ответственности человека, возможностей быть свободным, осмыслением свободы как силы, регулирующей общественные отношения.

Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы. Для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный императив повеление , критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведение человека до роди простого"инструмента" в социальных и технологических системах наносит ущерб как личности, так и обществу.

В конечном счете именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями. Конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена - нации, социальные группы, классы. В истории философии свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью.

Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Пожалуй, наиболее выразительное воплощение подобное понимание необходимости нашло в латинской поговорке -"судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется". Противопоставление понятий"свобода" и"необходимости" как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы.

Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей.

Понятие свободы в философии Э. Фромма и Ф.Ницше как проявление человеческой сущности

Проблема человека и его свобода в философии Проблема человека и его свобода в философии Проблема человека занимает важнейшее место в философии. Что составляет его сущность? Каково его место в мире и в обществе? Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.

Читай онлайн книгу «Психология страха», Е. П. Ильина на сайте или через Вносят свой вклад в отрицательное отношение к страху и средства массово в античной философии наблюдается стремление осмыслить страх с . человеку свободу, делающую возможным выбор между добром и злом.

Философские проблемы свобода воли Человек всегда задавался вопросом, насколько свободна его свободная воля, существующая в падшем мире, где правит закон причинности. Традиционно вопрос о свободе воли ставился так: Всякое событие настоящего момента обусловлено целой цепью событий прошлого. Всякое действие, которое будет осуществлено в будущем, предопределено тем, что происходит в настоящем. Ни одна философская проблема, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы.

Особенно остро эта проблема ощущается в современную эпоху, когда все возрастающая масса людей втянута в борьбу за ее практическое достижение. Свобода — одна из основных философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения. Для личности обладание свободой — это исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества.

В конечном счете, именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями. Конечно, нет и не может быть какой-то абстрактной, тем более абсолютной свободы человека ни от природы, ни от общества, но вместе с тем конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена — нации, классы, государства.

В истории философской мысли свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью.

Проблема свободы в философии

Понятие свободы в истории философии Проблема свободы в истории философии усложнялась тем, что многие мыслители пытались вывести из сущности свободы долг человека, стремились или вообще не употреблять понятия свободы, или употреблять, ограничив его определенным образом. Но долг никогда не может вытекать из самой свободы, а только из этических соображений. Будучи не ограниченной по своей сущности, свобода как раз должна предполагать этику см.

Этика , чтобы сделать людей неограниченно ответственными за все то, что они делают и позволяют делать другим. В истории развития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняет понятие свободы от препятствий принуждения, каузальности, судьбы.

Один из главных упрёков в адрес моей книги «Дороги свободы[18] формулируется Как видите, экзистенциализм нельзя рассматривать ни как философию квиетизма, ибо . Какое отношение имеет это к морали .. самого себя, и абсолюта, перед лицом которого индивид испытывает «страх и трепет».

Что составляет его сущность? Каково его место в мире и в обществе? Важность проблемы человека связана с тем, что философия призвана решать комплекс мировоззренческих проблем, а они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.

Проблема человека решалась по-разному различными философскими школами и направлениями, среди которых можно выделить основные: Особое значение эта проблема имеет в диалектико-материалистической философии. В ней была обозначена цель общества: Важность решения проблемы человека связана с тем, что человек — это творец истории, субъект всего многообразия видов деятельности и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс.

В современных условиях при обострении глобальных проблем повысилась ответственность человека за свою деятельность и прежде всего его ответственность за сохранение природы и сохранение жизни на Земле. Решение проблемы человека имеет большое значение еще и потому, что сегодня следует преодолеть ограниченный подход к человеку лишь как к послушному исполнителю воли сильных личностей, политиков, вождей и полководцев.

Человек — явление очень сложное, поэтому исследование человека — это задача медицины, физиологии, педагогики, психологии, психиатрии, эстетики, культурологии и др. Специфика философского подхода состоит в том, что в философии человек рассматривается как целостность, человек и мир человека в его основных проявлениях. Еще некоторые античные философы, и в их числе Аристотель, поняли основную сущность человека, называя его общественным животным.

Позднее проблема человека рассматривалась многими философами, в том числе Г. Плехановым, который писал, что человек — это общественное существо, способное производить и использовать орудия труда, изменять окружающий мир, обладающее сознанием как функцией высокоорганизованного мозга и членораздельной речью.

Реферат: СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Подвергнув критике внешние данности свободы, осмысливаются её определяющие черты и реалии при господстве частной собственности, особенно капитализма. В истории культурной мысли всегда признавалось, что человек есть свободное сущее, свобода — важнейший атрибут человеческого бытия. Но при прояснении свободы, главное, её осуществлении, однозначное понимание так и не сложилось. Между тем, оно исключительно значимо. Без истинного понимания свободы человек не утвердиться именно как человек.

И нормального, человечного общества, где присутствует также бытие, — не сложить.

Экзистенциализм — направление философии, главным предметом изучения бесчеловечное отношение к человеку (70 миллионов погибших в двух . Пребывая в мире, человек переживает свободу, страдание, грех и страх.

В настоящее время растет количество работ по теоретическому анализу и обобщению представлений о свободе; находится в стадии становления и уточняется категориальный аппарат ее анализа, ключевыми дихотомиями которого являются диалектически связанные: Поскольку психологическая наука не так давно в конце ХХ в. Философия поставила ряд важных проблем для психологического осмысления свободы.

Одна из них — проблема детерминизма. Вопрос о соотношении детерминизма и свободы рассматривался в различных аспектах, в контексте: Рубинштейн, ; — изучения сущности волевого действия Л. Выготский, ; — исследования свободы выбора и ответственности Э. Франкл, ; — анализа соотношения свободы человека и его судьбы .

; — влияния детерминант внутреннего и внешнего порядка . В последнее время вопрос о детерминизме продолжает обсуждаться в более или менее дискуссионной форме Л. Одни исследователи полагают, что детерминизм, даже в его не жесткой трактовке, исключает свободу, другие придерживаются точки зрения о возможности свободы человека в детерминированном мире. Категории анализа свободы, выделенные в философии, а также содержание философских представлений о ней нуждаются в переосмыслении и переводе на язык психологического познания.

При этом они не только не утратят своего значения, но и приобретут психологический смысл в ходе теоретического и эмпирического изучения отношения человека к своим возможностям и реализации их в конкретной деятельности.

Проблема человека и его свободы в философии

Введение Свобода и нравственность всегда, во все времена были очень актуальны и обсуждаемы. Наиболее главной характеристикой современной цивилизации является минимизация нравственных, а значит и личностных начал в обществе. Об этом свидетельствует, в частности, всё увеличивающийся разрыв между свободой и ответственностью на всех уровнях социальной жизни. Являясь разновидностью зла, безответственность агрессивно пробивает себе дорогу к сомнительным или откровенно ложным целям. Налицо насущная потребность в нравственно-философском переосмыслении и теоретическом упорядочивании имеющихся суждений о свободе и ответственности как наиболее востребованных и вместе с тем загадочных составляющих социокультурного бытия.

Для Гегеля важно постичь сущность философии как систему науки. . В развитии мира свобода выступает как противоречивое отношение или просто .. Но человек должен также преодолеть страх путем отказа от конечных.

Пора исследовать что и как говорили и говорят о нем. Так, в известной работе Э. В религии он представлен как не совсем удачная креатура Бога, как существо глубоко переживающее собственное несовершенство, и в силу своего страдания способное прощать грехи других людей. Наука, наоборот, исходит из того, что человек хотя и завершает лестницу живых существ, возникает и существует в мире в соответствии с законами эволюции.

Но о какого рода знаниях идет речь? Чего, собственно, не хватает для того, чтобы дать четкий ответ на данный прямой вопрос?

Кто такой свободный человек? Быть свободным. Философия жизни

Экзистенциалисты поставили вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, о выборе и личной ответственности. Для экзистенциализма имеет значение только его собственное существование и его движение к небытию. Экзистенциалисты объявляют предметом философии бытие. В конечном счете, это страх перед смертью. Значит, бытие человека есть ничто.

доктор философских наук,профессор кафедры философии МГЮА устойчивое желание обладать ею и одновременно страх потерять её сродни чувству любви. Предложенный вариант объяснения соотношения свободы и.

Для человека, осознающего себя свободным, свобода является необходимостью, детерминирующей его существование, делающей его осмысленным. Как всякая ценность, свобода принадлежит к миру смыслов. В философии ХХ века на этом настаивал экзистенциализм, поставивший проблему соотношения свободы человеческого существования и несвободы биологического существования. История исследования проблемы свободы это именно проблема, не имеющая однозначного решения можно разбить на ряд этапов, каждый из которых был важным шагом в ее осмыслении.

Но на начальном этапе философия, как это ни покажется странным, отрицает свободу и абсолютизирует природную и социальную необходимость Демокрит. Такое понимание свободы содействовало становлению человека как существа социального и политического. Это было негативное понимание свободы.

Философия сознания: Свобода воли и детерминизм